Памятник П.И. Чайковскому в Воткинске был установлен напротив дома, в котором родился великий композитор, в 1990 году. Его автор – известный скульптор Олег Константинович Комов (1932-1994), Народный художник СССР. Он изобразил композитора в зрелом возрасте, Петр Ильич «смотрит» задумчивым взглядом на дом своего детства, будто вспоминая счастливые годы, проведенные здесь. Образ Чайковского лаконичен по форме, скульптор выбрал камерный масштаб памятника, соразмерный контексту исторической ландшафтной и архитектурной среды, в которой он расположен.
О.К. Комов приступил к созданию воткинского памятника, будучи уже зрелым мастером, имеющим свой неповторимый художественный почерк. К этому времени он был уже известен как автор замечательных памятников – образов выдающихся российских деятелей: например, А.В. Суворову, А. Рублеву в Москве, М.Ю. Лермонтову в Тарханах, Петру I в Азове и других. И целого цикла памятников А.С. Пушкину – «пушкининианы» в бронзе в Твери, Большом Болдино, Пскове, Молдавии и Испании.
История создания памятника Чайковскому, действительно, заслуживает особого рассказа – она похожа на самый настоящий роман с элементами детектива!
Идею создания памятника Комову подсказал известный поэт Натан Маркович Злотников, в судьбе которого многое было связано с родиной Чайковского. В 1941 году в Воткинск был эвакуирован киевский завод «Арсенал». В числе эвакуированных был и маленький мальчик Натан. Военные годы, проведенные в Воткинске, он запомнил на всю жизнь: и непрерывный голод, и госпиталь, и музыку.
В это же время в Воткинск были эвакуированы сотрудники Клинского музея П.И. Чайковского, среди которых были и близкие родственники композитора. Они проводили концерты, лекции, «музыкальные среды». Позднее Злотников вспоминал: «…много и подолгу слушал я музыку. Младшие классы собирались в нетопленном зале, и 3-4 музыканта из эвакуированных играли нам Чайковского, Бетховена, Моцарта. Многие из нас, угревшись, засыпали, и не так сильно хотелось есть. Иногда после концерта раздавали по маленькому желтому и твердому кусочку жмыха…»
Пройдет более 20 лет. Злотников становится поэтом и штатным сотрудником журнала «Юность». Здесь он знакомится с мэтрами, яркими молодыми художниками и литераторами – «шестидесятниками», среди которых был и скульптор Олег Комов.
В начале 80-х годов Н.М. Злотников с «агитбригадой» советских писателей приехал в Ижевск и случайно попал на выставку местных художников. Все работали над образом П.И. Чайковского. В преддверии 150-летия со дня рождения композитора был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Поэт был потрясен: «…Это был соцреализм уровня «Девушка с веслом»… В Москве я пошел к Комову и сказал: «Ты никогда не думал про Чайковского? Ты должен сделать его! Иначе в Воткинске будет стоять «некто с веслом», а этого нельзя допустить. Ведь Чайковский – это неземная музыка!»
О.К. Комов согласился и начал работу. Злотников подключил «тяжелую артиллерию»: он уговорил писателя Бориса Полевого пойти на прием к министру культуры СССР Ю.С. Мелентьеву. Замысел удался: памятник заказывают Комову, выделяют необходимые средства на его создание. О работе знали только самые близкие. Однако в одном из писем Н.М. Злотников написал своему другу Юрию Копысову в Ижевск: «В Мадриде установили комовского Пушкина. Скажи, чем Воткинск хуже Мадрида?!»
Скульптор создал несколько вариантов памятника сначала в глине, потом в гипсе. От идеи до воплощения ее в бронзе прошло более семи лет.
Несколько раз за эти годы Олег Константинович приезжал в Воткинск. Выбирал место для памятника Чайковскому, размышлял, дышал «воздухом воткинского дома». Позднее в интервью для местной газеты он признался: «В моем доме все любят этого композитора. Я тоже увлекаюсь его музыкой, учился играть на виолончели. В образе Чайковского я попытался показать художника вообще. Он виделся мне мыслителем. Занимаюсь и пушкинианой. Чайковский и Пушкин сливаются у меня в нечто единое».
Архитектором проекта была Нина Ивановна Комова, супруга Олега Константиновича - она проектировала постамент, площадку, фонари. Для изготовления тумбы, которая весит около 30 тонн, использовался уникальный гранит, его вырубали на Украине. Сам памятник отливали на Мытищенском заводе художественного литья. После Комов разбил гипсовую копию. Такова традиция.
Однако по дороге в Воткинск бронзового Чайковского… потеряли! На перегоне диспетчер загнал его на запасной путь и забыл про него. Когда начали искать, ответил: «Да где-то здесь был, ищите, кто ж его утащит без паровоза, мужика чугунного…»
Торжественное открытие памятника состоялось 25 апреля 1990 года и явилось началом торжеств, посвященных 150-летию со дня рождения П.И. Чайковского.
В этот день в интервью О.К. Комов на вопрос «Удовлетворены ли Вы своей работой?» ответил: «Считаю, что мне удалось воплотить в жизнь свой замысел, но это покажет время. Я могу считать одно, а лет через 10 моя работа будет трактоваться по-иному. Каждый зритель воспринимает ее по-своему, и это неплохо. У каждого человека должен быть свой Чайковский, свой Толстой, Пушкин. И задача художника – не навязывать людям какие-то застывшие формы, а будить в них мысли и чувства, заставлять человека дорисовывать, досоздавать образ». Художник очень сожалел, что уже в то время противоположный берег воткинского пруда начал застраиваться: «… на мой взгляд, Чайковский и железобетон несовместимы. Петра Ильича я вижу только в единстве с природой».
Памятник П.И. Чайковскому давно стал одним из символов не только Воткинска, но и всей Удмуртии. Площадка около памятника, которую отреставрировали к 175-летию со дня рождения композитора, - традиционное место для проведения торжественных музейных мероприятий и, безусловно, излюбленное место для отдыха и памятных фотографий для воткинцев и всех гостей музея-усадьбы П.И. Чайковского.
Памятник приняли! Забавно наблюдать, как гости любыми способами стараются взобраться на основание памятника, чтобы присесть на скамейку рядом с бронзовым Петром Ильичом. Да, это противоречит всем культурным заповедям. Но есть в этом что-то пронзительно простое и прекрасное: люди воспринимают этот памятник как живого, почти родного человека…